ВС РФ: ответственность банка выше суммы гарантии
Верховный суд РФ, рассмотрев материалы арбитражного спора госзаказчика с подрядчиком, разъяснил, что ответственность банка по выданной им банковской гарантии (БГ) не ограничена только выплатой ее суммы. Другие условия могут быть предусмотрены в БГ, если будут соблюдены общие условия ограничения свободы договора.
Суть спора заключалась в следующем: госзаказчик (один из департаментов Правительства Москвы) провел тендер и подписал контракт с ООО «СМУ2703» на проведение работ по кап объекта социальной инфраструктуры. БГ в обеспечение исполнения контракта была оформлена подрядчику МТС-Банком.
Госзаказчика эта гарантия не устроила, он посчитал ее не соответствующей требованиям действующих законов о закупках, а подрядчика — уклонившимся от заключения контракта. ООО «СМУ2703» попыталось оспорить это решение заказчика в ФАС столицы, но безуспешно. Потом был арбитраж г. Москвы, удовлетворивший требование строителей, апелляционная инстанция и Арбитражный окружной суд г. Москвы, отклонивший требования подрядчика и решение нижестоящего суда. Спор дошел до рассмотрения Верховным судом.
Условия БГ
БГ была предоставлена на сумму 11351289 руб. В ней содержалось обязательство гаранта оплатить пеню в размере 0,1% от суммы требования ежедневно при несвоевременной выплате гарантийной суммы бенефициару. Гарантия также содержала условие прекращения ее действия при выплате заказчику полной гарантийной суммы.
Заказчик считает, что БГ не отвечает требованиям действующего законодательства, так как ответственность банка перед ним ограничивается только ее суммой . Она не предусматривает оплату неустойки при ненадлежащих выплатах по гарантии.
Это лишает его возможности получить полную сумму требования в случае, когда гарант должен одновременно оплатить и сумму БГ и неустойку.
Ограничение неустойки
ВС РФ указывает, что в п.2 ст.45 закона о контрактной системе содержатся требования к БГ. Это безотзывная гарантия с условиями выплаты неустойки бенефициару в размере 0,1% за календарный день при просрочке платежей.
В данном случае неустойка — это форма ответственности гаранта перед заказчиком за неуплату гарантированной суммы в установленный срок. Она не возникает, если исполнитель по договору не исполняет или ненадлежащим образом исполняет его условия. Бенефициар вправе требовать ее выплату при уклонении, отказе или просрочке выплаты гарантийной суммы вместо предусмотренных ст. 395 ГК РФ процентов. Из этого следует, что сумма неустойки не может быть включена в сумму выплаты по БГ.
Ответственность самого банка-гаранта в форме выплаты неустойки не ограничивается суммой БГ, разъясняет Верховный суд. Другие варианты могут быть тогда, когда будут соблюдены все общие правила ограничений свободы договора.
В рассматриваемом споре нижестоящими судебными инстанциями было установлено, что в условиях БГ размер неустойки не ограничен. Банк обязан будет ее выплачивать до тех пор, пока в полном объеме не рассчитается с заказчиком за срыв подрядчиком условий контракта.
На основании этого ВС РФ отменил решение Московского окружного суда, оставив в силе определения нижестоящих арбитражных судебных инстанций.
По информации портала РАПСИ.