Как в условиях кризиса управлять дебиторской задолженностью

Как в условиях кризиса управлять дебиторской задолженностью

Любой бизнес не обходится без того, чтобы отпускать товары и услуги в долг. Для развития компаниям необходимо увеличивать оборачиваемость финансовых средств, которых никогда не бывает в избытке. В итоге по мере расширения бизнеса предприятия у него растет и объем дебиторской задолженности, а, следовательно, увеличиваются финансовые риски.

Особенно эти риски растут в условиях кризиса в мировой экономике, возникшего по причине пандемии коронавируса.

РПП предсказывает, что платежная дисциплина в некоторых отраслях экономики ухудшится. К ним относятся индустрия гостеприимства, транспортные перевозки, общепит, сфера бытовых услуг, непродовольственный ритейл.

Портал СБЕР Про рекомендует тем, чей бизнес связан с указанными выше отраслями, прямо сейчас пересмотреть свое отношение к продажам в долг и начать управлять дебиторской задолженностью При грамотном управлении предпринимать последний шаг — взыскание долга — не придется.

Анализ контрагентов

Проверить новых партнеров можно, пользуясь сервисом проверки контрагентов. Там можно узнать, является ли потенциальный партнер финансово устойчивым и соблюдает ли платежную дисциплину. Знакомых партнеров рекомендуется классифицировать по признаку значимости для бизнеса, финансовой дисциплине и виду деятельности. Целесообразно сортировать их:

  • по сумме выручки и прибыли (покупатели наиболее ценные, средней ценности и остальные);
  • по объемам закупок (крупный опт, мелкий опт, конечное потребление, внутреннее потребление).

С результатами сортировки следует ознакомить всех сотрудников, работающих с клиентами.

Установление лимитов

В зависимости от выбранной стратегии развития бизнеса можно рисковать больше, чтобы быстрее развиваться, а можно сохранять стабильность, минимизируя риски.

Лимиты дебиторской задолженности можно устанавливать отдельно для каждого подразделения или филиала компании, либо общие по организации. Правила расчета лимитов должны быть прозрачны и известны всем сотрудникам отделов продаж.

Мониторинг

Рекомендуется назначить одного или нескольких сотрудников. В их обязанность будет входить мониторинг дебиторской задолженности и рассылка напоминаний клиентам при задержке платежей. Механизм должен быть четким: звонок клиенту, письмо с напоминанием о платеже, составление и отправка претензионного письма, передача клиента в работу службы безопасности или отдела по ликвидации просроченной задолженности. Работу последнего можно передать на аутсорсинг.

Использование защищенных способов расчета

Финансовые риски компаний, особенно крупных, может снизить применение защищенных вариантов расчетов.

Банковская гарантия

Этот вариант защиты расчетов удобен в сделках с новыми клиентами, если поставщик хочет убедиться в их финансовой стабильности. Банк оформит гарантию на стоимость контракта. Если рейтинг надежности клиента невысок, оплата комиссии за выдачу гарантии может быть возложена на него.

Факторинг

По содержанию, это продажа другому юрлицу или банку дебиторской задолженности. При таком варианте гарантии платежа клиенту могут быть предложены лучшие условия по его отсрочке. Продавец в этом случае избегает возникновения кассовых разрывов, получая деньги сразу же после поставки товара.

Аккредитив

Использование аккредитивов позволяет защититься и продавцам и покупателям. При этом деньги по сделке хранит банк. После документального подтверждения факта поставки товара покупателю, банк перечисляет деньги продавцу. Банк при этом может самостоятельно предоставить покупателю отсрочку по платежу или кредитовать его по сделке.

Пользуясь этими простыми инструментами, бизнес сможет пережить сложные кризисные времена с минимальными потерями.

Поделиться в социальных сетях