Как избежать массового банкротства компаний в период кризиса
План восстановления экономики России на 2020–2021 год определен в окончательном варианте. Еще в самом начале разработки плана В.В. Путин говорил, что вносить в него изменения можно и нужно, учитывая складывающуюся ситуацию.
В Москве власти готовы продлить меры поддержки предприятий из пострадавших отраслей и на 2021 год. Будет в программу включен пункт об отсрочке налоговых платежей для указанных предприятий, пока неясно. Если такая мера станет невозможной, в экономике могут возникнуть большие проблемы.
Те компании, которые наиболее пострадали в период пандемии коронавируса (общепит, гостиничное дело, туризм, проведение культмассовых мероприятий, пассажироперевозки и др.) до сих пор не смогли достичь докарантинного уровня спроса. Он до сих пор сохраняется на уровне в 4–5 раз ниже.
Если отсрочка по уплате налогов им не будет продлена, это будет грозить банкротством. По аналитическим оценкам не сможет выполнить свои обязательства перед бюджетом около 40% всех компаний. Идеальным вариантом для них была бы полная отмена налоговых обязательств на период эпидемии, но вряд ли Правительство пойдет на такие меры. И на это есть много причин, основная из которых — кризис экономики в стране.
Предприятиям предоставлена льгота по рассрочке платежей по налогам в федеральный бюджет и в фонды страхования на период до трех лет. Условием предоставления такой рассрочки является уверенность в том, что предприятие в указанный срок сможет рассчитаться по долгам перед бюджетом. Текущая редакция НК РФ предусматривает, что предприятие при получении права на отсрочку или рассрочку должно подтвердить свою финансовую устойчивость, а также предоставить обеспечение своего обязательства в виде поручительства, залога или банковской гарантии. Это дополнительные финансовые расходы, которые для многих предприятий являются неподъемными.
Чтобы не выбросить на улицу тысячи работников и не допустить банкротства целых отраслей экономики, необходимо пересмотреть условия предоставления рассрочки по уплате налогов и обязательных платежей. В частности, список пострадавших компаний необходимо составлять не по ОКВЭД и ЕГРЮЛ а по реальным показателям снижения доходов в сравнении с тем же периодом прошлого года. Исходя из степени снижения доходов, можно определять срок рассрочки. Например, при падении доходов на 30% и более — срок 3 года, 20–30% — 2 года, 10–20% — 1 год.
Органы власти в регионах могут выступать поручителями перед банками при выдаче пострадавшим компаниям банковских гарантий, что увеличит вероятность того, что будет предоставлена отсрочка. Региональные гарантийные фонды также следует увеличить. Лучше сейчас принять все меры по сохранения рабочих мест на предприятиях, чем получить через некоторое время полномасштабный кризис и потом бороться с его последствиями.
По материалам финансовой газеты.