Изменения в системе госзакупок в апреле 2021 года
В прошедшем апреле в системе госзакупок произошел ряд изменений, которые способствуют дальнейшему развитию отрасли. Часть принятых решений уже закреплены законодательно, другие инициативы находятся в стадии обсуждения.
Квотирование
23.04.2021 г. А. Белоусов (первый зампредседателя Правительства РФ) в рамках реализации президентского указа направил директиву (№3853п-П7). Она касается квоты на закупку товаров отечественных производителей крупными корпорациями с государственным участием, включенными в специальный перечень (Распоряжение Правительства РФ № 91-р от 23.01.2003 г.). В него входят Аэрофлот, Дом РФ, Газпром, Внешторгбанк, РОСНАНО, Русгидро, Почта России, Гознак и другие.
Инициатива Минпромторга
Проект правительственного постановления о внесении изменений и дополнений в №2014/ПП от 03.12.2020 инициирован Минпромторгом. Он касается минимальной обязательной доли закупок российских товаров. В настоящее время минимальная начальная цена контракта определяется методом сопоставления рыночных цен в результате запроса информации у субъектов деятельности, представленных в ГИСП. Минпромторг предлагает следующую поправку; Если в ГИСП представлена информация менее чем о трех субъектах деятельности в промышленности, то заказчику необходимо направлять запросы и другим участникам рынка, имеющим опыт поставок аналогичных товаров и услуг, включенных в приложение к №2014/ПП. Одним из вариантов может быть запрос заказчиком в ЕИС информации о ценах товаров и услуг по исполненным контрактам, у тех исполнителей, у которых не было неустоек, штрафов и других аналогичных нарушений в течение трех последних лет.
Согласование банковских гарантий заказчиками
Заказчики иногда признают подрядчиков уклонившимися от заключения контракта по причине несоответствия предоставленной банковской гарантии требованиям конкурсной документации.
По №44-ФЗ заказчик не обязан согласовывать банковскую гарантию. Обеспечивать надлежащим образом исполнение контракта обязанность подрядчика, а не заказчика. Такой позиции придерживаются антимонопольные службы многих регионов.
Упрощен расчет за общехозяйственные нужды для предприятий ОПК
Исполнители работ по контрактам с гособоронзаказчиками освобождаются от необходимости указывать идентификаторы контракта при распоряжении деньгами на счетах в уполномоченных банках. Такой законопроект принят во втором чтении депутатами ГД РФ. Ни головной исполнитель, ни исполнитель гособоронзаказа не должны будут указывать идентификаторы контрактов в распоряжениях о переводе денежных средств, а уполномоченный банк не обязан будет контролировать, есть ли в распоряжении идентификатор.
Требование обязательного указания идентификатора контракта приводило к тому, что предприятия не могли оплачивать общепромышленные и общехозяйственные расходы с отдельных счетов. Юридически и технически было сложно разносить эти расходы на разные контракты.
Реальность типовой банковской гарантии
В первом чтении уже принят проект закона о внесении изменений в законодательные акты, касающиеся закупок товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд (№44-ФЗ и №223-ФЗ). В рамках этих законов Правительство РФ будет наделено правом устанавливать типовую форму банковской гарантии для участия субъектов МСП в тендерах и конкурсах по размещению госзаказов. Это позволит снять разногласия, возникающие между заказчиками и исполнителями, заказчиками и банками.
Проект закона направлен на защиту интересов госзаказчиков, он исключает возможность использования поддельных гарантий недобросовестными исполнителями.
По материалам портала RuNews24