Банковские гарантии, практика применения

Банковские гарантии, практика применения

Когда заказчик сомневается в том, что обязательства контрагентом будут исполнены в срок и с надлежащим качеством, он требует у исполнителя банковскую гарантию (БГ). Чаще всего это практикуется в системе госзаказов. Иногда заказчику приходится требовать у банка деньги по гарантии. Банк может выплатить деньги, а может и отказаться это делать. Чтобы не попасть в сложную ситуацию в споре с банком-гарантом, полезно ознакомиться с тем, какая практика сложилась в таких спорах.

В теории при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств контрагентом заказчик вправе обратиться в банк и потребовать выплаты по БГ в пределах ее суммы. На практике банки очень неохотно идут на такие выплаты.

Основное обязательство

В ст. 376 ГК РФ указаны два основании для отказа в выплате по БГ: несоответствие документов и требований условиям гарантии и несоблюдение сроков обращения (опоздание). Банк может отказать, если усмотрит злоупотребление бенефициаром его правами.

Иногда банки отказывают в выплате, если исполнение основного обязательства продолжается, хотя БГ с ним не связана, усматривая недобросовестность в действиях бенефициара. Реально, условие расторжения основного обязательства должно быть указано в самой гарантии. На это указывал ВС РФ еще в 2019 году. Такими действиями банк вынуждает бенефициара обращаться в суд.

Неточности в документах

Очень часто неточности в документах могут стать причиной невыплат по гарантии. Условия гарантии могут включать много нюансов по требованию, его содержанию, необходимых приложений, и их оформлению. Иногда перечень документов, необходимых для получения выплаты, слишком обширный, их трудно все собрать. Банк может потребовать подтверждений полномочия лица, подписавшего документы, указать на отсутствие печатей организации на них. В таких случаях суды часто принимают сторону кредитной организации.

Судебная практика

ВС РФ указывал, что банкротство банка, выдавшего гарантию, не прекращает его обязательства перед кредиторами, включая и выплаты банефициарам по БГ. Окружные суды часто отказывают бенефициарам, если ими нарушены сроки предъявления требования ли они не могут подтвердить их соблюдение документами о доставке банку, или было отправлено несогласованным способом (например, по SWIFT). В случае отказа банка обратиться к нему с повторным требованием необходимо точно в течение срока, указанного в гарантии. При этом необязательно повторно направлять комплект документов.

Советы бенефициарам

Эксперты рекомендуют заказчикам:

  1. Не соглашаться на гарантию ненадежного банка, а также анализировать практику судебных споров банка по гарантиям.
  2. Требовать гарантию, составленную по шаблонам бенефициара.
  3. Перед отправкой требования проверять его на соответствие условиям, указанным в БГ.
  4. Само направление требования банку является попыткой досудебного урегулирования спора.

По материалам портала «Право ru».

Поделиться в социальных сетях