Банковская гарантия, как причина отклонения нежелательных подрядчиков
Новичкам, как правило, крайне сложно получить государственный или муниципальный заказ. Очень часто самые крупные и выгодные заказы достаются своим людям, а малоизвестных подрядчиков стараются устранить всеми возможными и невозможными способами. Если к оформлению заявки придраться трудно, то придираются к банковской гарантии (БГ). Для того чтобы исключить эту ситуацию, следует внести изменения в №44-ФЗ или в №1005/ПП, утвердив единую форму БГ в системе госзаказов.
Банковская гарантия — один из видов обеспечения обязательств исполнителей по муниципальным и государственным контрактам. Она призвана защищать государственных заказчиков от недобросовестных подрядчиков. Иными словами, ответственность за недобросовестные действия подрядчиков берет на себя банк. Именно поэтому государственные заказчики очень внимательно изучают банковские гарантии, их условия, сумму, срок действия, когда и кем она выдана, и многие другие вопросы. Если исполнитель по какой-либо причине не нравится госзаказчику, внимание к гарантии возрастает в десятки раз. Ее изучают с целью найти причину, чтобы сказать кандидату в исполнители, что он не подходит.
Произвольное толкование требований
Условия признания БГ ненадлежащей прописаны в законе, но каждый заказчик трактует их по-своему, на свое усмотрение. Иногда не помогает даже обращение в ФАС, потому что у службы тоже свой взгляд. Велика роль и человеческого фактора: сколько людей, столько мнений. В одном случае ФАС признает правоту заказчика, в другом аналогичном считает его неправым, а БГ полностью соответствующей требованиям закона.
Юристы отмечают постоянный рост числа отклоненных заявок по причине несоответствия БГ требованиям и вкусам заказчиков. Например, в Волгоградской области участник закупки был отклонен по причине того, что, по мнению заказчика, в БГ использовались формулировки, подменяющие понятия, что могло приводить к неоднозначному толкованию ее условий. УФАС не обнаружил подмены понятий, поскольку их смысл соответствовал требованиям № 1005/ПП.
В Санкт-Петербурге заказчик признал БГ ненадлежащей, потому что, на его взгляд, в ней были прописаны дополнительные требования к бенефициару. Участник закупки также был отклонен.
Много споров возникает по форме предоставления БГ. От участников закупок требуют оригинал на бумажном носителе, хотя законом разрешено предоставление электронных форм и заверенных копий этого документа.
Лазейки в законе
Если же подрядчик нравится заказчику, то он на форму и содержание БГ закрывает глаза. Таких случаев тоже достаточно много. На сегодня никто не знает, как точно должна выглядеть банковская гарантия, какие пункты содержать. Заказчики крайне неохотно идут на согласование проектов БГ, ссылаясь на то, что такая обязанность законом им не вменена.
Из-за отсутствия четких требований к тому, как должна быть оформлена БГ и какую конкретно информацию содержать, возникает возможность сводного толкования содержания этого документа заказчиком и ФАС. Поскольку закон прямо не прописывает требования к содержанию и форме БГ, заказчики используют это, чтобы отклонять нежелательных участников конкурсов и даже вносить некоторых в реестр недобросовестных поставщиков.
Если законодательно будет утверждена унифицированная форма БГ, возможностей у заказчиков отклонять нежелательных конкурсантов будет меньше, а придумывать причину отклонения заявок им будет сложнее.
Инициатором введения унифицированной формы БГ в системе госзаказов и внесения соответствующих поправок в №44-ФЗ могла бы стать ФАС. В таком случае работа всех региональных органов ФАС существенно упростилась бы.
По материалам портала konkir.ru.